История дружбы Моцарта с запечным сверчком

 

Трогательная история дружбы маленького Моцарта с запечным сверчком, научившим будущего великого маэстро играть на скрипке, сказочна. Но в то же время она и правдива, поскольку в основе фильма лежат известные факты биографии композитора. В необычном, но вполне реальном соседстве на экране волшебного сверчка и, скажем, архиепископа зальцбургского и даже самого сиятельного Людовика и его придворных таится то самое чудо игры, которое можно выразить словами: хотите верьте, хотите нет. Чудо искусства.

В этом мире вы ощутите свет, тепло, уют; отблески от пламени в камине, большое кресло, в котором дремлет, не доставая ногами до пола, маленький мальчик... Доброе лицо отца Моцарта — Леопольда, симпатичные глазенки-бусинки говорящего сверчка...

В этом мире немало и такого, что чуждо чуткому сердцу маленького гения, которого духовные и августейшие особы наперебой спешат сделать своей музыкальной игрушкой. Мрачные своды соборов, черно-красная мантия архиепископа, безжизненно возведенные к небу длани и бесстрастное алебастровое лицо папы римского... Это он «запирал» музыку в своих священных стенах, дабы звуки ее не проникали на улицу, это он намеревался «арестовать» уши Моцарта, но вынужден был не только признать его великий талант, но и наградить орденом Золотой шпоры...

Мир экрана многокрасочен, многозвучен, полон контрастов. Вот трескотня праздничного фейерверка перекрывается мерным шорохом дождя. Маленький Моцарт шагает с отцом под зонтом. Он еще полон впечатлений от своего выступления, имевшего огромный успех. С детской непосредственностью то забежит вперед, то снова прильнет к старому Леопольду. Маленькая сцена-пантомима так тщательно разработана авторами, так человечна, что на какое-то мгновение забываешь, что перед тобой всего лишь куклы.

В нескольких шагах от сверкающего дворца жмется на набережной нищенка. Моцарт отдает подаренную королем куклу продрогшей девочке и, может быть, впервые в жизни задумывается: чего стоит все это великолепие, когда на свете столько горя. Скоро он повзрослеет, потом станет великим Моцартом — на пороге отрочества мы и простимся с большеглазым мальчуганом. Простимся, чтобы сохранить в душе образ его детства.

В сочетании планов светлых, как бы живым огоньком подсвеченных (мотив дома), и затаенных, мрачных (линия архиепископа) или, напротив, парадно сияющих (тема дворца) возникают изобразительные аккорды, близкие музыкальным, моцартовским, что звучат на протяжении фильма.

В «Запечном сверчке» Курчевскому удалось достичь слитности, цельности всех художественных компонентов фильма. Здесь сказочное неотделимо от реального, символическое от конкретного. Музыка — от цвета, крупные планы — от фона, колорит — от композиции. Казалось бы, найден едва ли не совершённый эстетический вариант произведения — бери его с собой и шагай к следующей постановке. Нь Курчевский никогда не останавливается на том, что уже достигнуто, найдено, он устремлен к новым творческим поискам.

Непривычными казались поначалу почти все ленты режиссера: в одной — очень уж немультипликационная тема, в другой — слишком неординарные герои, в третьей — более чем условное изображение... Однако в каждой из них было свое, пусть небольшое, художественное открытие, почти в каждой обнаруживалось то оригинальное и значительное, что органически входило в арсенал выразительных средств мультипликаций. Онлайн казино фараон вход на официальный сайт.